Статьи

Здесь будут публиковаться информация, так или иначе касающаяся лигерадов Flevo.

Краткая история лигерадов Flevo
Flevoland — провинция в центре Нидерландов. Придумал этот замечательный лигерад и назвал свое изобретение в честь родной земли голландец, Johan Vrielink (Йохан Врилинк). 
В 1988 году он зарегистрировал компанию Flevobike. Передвижение на велосипеде очень популярно в Нидерландах, проект был оценен по достоинству, имел успех, и компания развивалась. Началось серийное производство первой модели — FlevoBike. 
Постепенно байк дорабатывался в техническом отношении. В 1989 году появилась еще одна модель FlevoTrike с тремя колесами. У него было багажное отделение и патентованный узел Duschar®на основе шаровой опоры. Он давал трайку возможность наклона на поворотах и сохранения вертикали на наклонной поверхности. 
В 1991 г. появился FlevoRacer. У него было два колеса диаметром 26 или 28 дюймов, отсутствовал передний амортизатор, а сиденье было более «рикамбентным» — лежачим; также он отличался укороченной фронтальной частью и имел несколько более высокие скоростные характеристики (по сравнению с FlevoBike).
К 1992 г. компания Flevobike уверенно встала на ноги. Спрос на их лигерады был стабильным, это побудило Йохана оставить свою прежнюю профессию, он был учителем, и полностью переключиться на семейный бизнес. Три его сына также работали с ним. 
На лигерадах Flevo было предпринято несколько поездок по стране. Отдельные любители совершают на них многомильные и многодневные путешествия по всей Европе с немалым грузом на багажнике, что наглядно демонстрирует надежнось и неприхотливость Flevo.
В 1999 г. компания Flevobike (www.flevobike.nl) приняла решение двигаться дальше, сосредоточив все усилия на производстве веломобилей. И передала права на FlevoBike, FlevoTrike и FlevoRacer компании Ligfietsshop Tempelman. Они производили Flevo до 2008 года. На сегодняшний день этим занимается немецкая компания Velokologne (www.velocologne.com).
По материалам сайта www.flevofan.net
Опасно ли ездить?
Истолковать туманное предубеждение, что ездить на лигерадах опасно, можно двояко.
Первая версия. Возможно, это пошло от тех лигерадов, у которых положение лежачего «наездника» буквально в нескольких сантиметрах над дорогой. Есть и такие. У одних заниженная посадка — это средство повышения скоростных характеристик, у других- устойчивости, или же просто для оригинальности конструкции. В отношении к ним утверждение о небезопасности на дороге, наверное, справедливо. Для водителей автомобилей   такие лигерады заметны хуже обычных .
К Flevo это не относится. Ведь посадку на нем вряд ли можно назвать низкой. Голова сидящего в кресле FlevoRacer человека находится на высоте около 140 см от земли. Согнутый над рулем велосипедист на шоссейнике располагается примерно на той же высоте. Так что человека на Flevo вряд ли можно считать плохо заметным на дороге.
Тем кто хочет быть еще заметнее — яркая одежда, мигающий маячок на спинку кресла. И, на наш взгляд, нет никаких причин для волнений. Бесспорно, что на дороге нужно быть внимательным всем и на любом транспортном средстве.
Вторая версия появления этого заблуждения. На всякий случай, люди зачисляют в «опасное» все то, что непривычно. А лигерадов на наших улицах действительно пока немного.
Но, если слегка поразмыслить, становится очевидно, что лигерады (особенно с нижним рулем, как у Flevo) не опаснее, а в некоторых случаях и значительно безопаснее, чем обычный «вертикальный» велосипед.
Вот некоторые из преимуществ Flevo в безопасности: 
  • Вероятность «перелета через руль» значительно ниже, чем у обычного велосипеда. Ноги надежно упираются в педали, препятствуя смещению тела вперед. 
  • Конструкция рамы лигерада лучше выдерживает к удары «в лоб». И если лобовое столкновение все же произойдет, оно наверняка обойдется меньшими неприятностями. 
  • Если велосипедист все же вылетит из кресла, о руль летящий травмироваться не сможет (руль под сиденьем), и полет будет происходить ногами, а не головой, вперед. И ноги наверняка смягчат столкновение с препятствием. 
  • Сохранить свое и лигерада вертикальное положение при экстренном торможении значительно проще: по тормозам, ноги вниз, и велосипедист в устойчивом «сидячем» положении, с обеими ногами на земле и на небольшой высоте над дорогой. 
  • На большой скорости Flevo курс держит «железно», сказывается уменьшенный «рулевой угол» переднего колеса, да и контроль за ним осуществляют наши самые сильные конечности — ноги.
Первые в этом списке преимущества чисто умозрительные. Краш тестов Flevo мы не устраивали и через раму не летали. А в том, что при торможении на лигераде легче сохранить вертикальное положение за счет более низкой посадки — не сомневаемся. И что падать безопаснее чем с обычного велосипеда — тоже. Это проверено на себе.
Он же громоздкий, как его хранить?
Ощущение, что Flevo занимает места больше, чем обычный велосипед, создает кресло и педали не там, где у всех. 
Колесная база (расстояние между осями колес) у FlevoRacer такое же, как у обычного дорожного велосипеда. Также, конструкция Flevo имеет дополнительные преимущества для компактного хранения и транспортировки. Их несколько. 
  Давайте разберемся подробнее.
Может ли обычный дорожный велосипед без дополнительных приспособлений стоять у стены вертикально на одном колесе и занимать напольного места  столько же, сколько велосипед для детей дошкольного возраста? Нет. А FlevoRacer завез и  прислонил к стене. В таком положении он занимает примерно метр в длину.
Для хранения того же дорожного или шоссейного велосипеда на высоте пришлось бы устанавливать соответствующую систему хранения. Она не маленькая и требует сверления стен или потолка в разных местах.  Для Flevo же достаточно закрепления на двух саморезах маленькой Г-образной полочки, на которую его вешают за педаль примерно как зонтик-трость на вешалку. Без крюков, тросов, блоков или других затейливых конструкций. Так же просто снять его с этой полочки. 
Если по окончании сезона для компактного хранения, или для перевозки в багажнике машины, Flevo нужно будет разобрать, то на две части он разбирается при помощи одного шестигранного ключа. И занимает это буквально несколько секунд. Видео. Нужно слегка ослабить один винт, из стержня шарнира рамы вынуть запирающий его шплинт — и разъединить две части рамы. Собирается в обратном порядке. 
Наши обычные велосипеды весьма «неуклюжи» внутри помещений — коридоры узкие, лифты небольшие, двери с доводчиками. Руль мешает, колесо норовит сложиться. Flevo благодаря демпферу сохраняет «прямое» положение сам, без контроля владельца. То есть того, что он вдруг, в самый неподходящий момент сложится пополам , как переднее колесо обычного велосипеда, можно не опасаться. Это дает еще одно большое преимущество — возможность возить его на переднем колесе, придерживая одной рукой за спинку кресла, а другой за заднее перо. Такой вертикальный способ перемещения действительно очень удобен. Габариты и маневренность лигерада, перемещаемого на переднем колесе примерно сопоставимы с человеческими. Это позволяет легко контролировать его движение внутри самого тесного помещения, не задевая мебель, стены и углы.
На переднем колесе или торце штанги с кареткой можно развернуть FlevoRacer в нужном направлении на одной точке. Лигерад находится в почти вертикальном положении, и поэтому пространство для этого нужно совсем небольшое. Или, например, подведя его к входной двери, открыть ее и тут же выйти вместе с лигерадом. «Хвост» в виде средней части и заднего колеса, как при провозе через дверной проем обычного велосипеда за руль, отсутствует. И не прищемится дверью. Видео.
Два готовых к поездке Рейсера (с узкими рулями) помещаются в стандартный пассажирский (маленький) лифт вместе с двумя хозяевами. Два лигерада и два человека в маленьком лифте! Хозяева при этом не прижаты к стенкам грязными колесами и нормально стоят в углах лифта, а лигерады по диагонали . Это, наверное, самый эффектный  показатель удобства и компактности при их перевозке. Хотим напомнить, что это не складной, не карликовый, а полноценный лигерад со стандартной велосипедной базой и большими колесами. Получается, что выглядя немного крупнее обычных велосипедов, Flevo оказываюся удобнее их в большинстве способов транспортировки и хранения.
Вот такие существенные плюсы демонстрируют эти  простые и продуманные лигерады. Создать максимально удобную во всех сферах использования вещь, не усложняя ее, не применяя для этого дополнительные элементы, узлы — одно из высших достижений для любого конструктора или дизайнера. Авторам Flevo это прекрасно удалось.

Вы можете также прочитать о Личном опыте знакомства и освоения Flevo. Или посмотреть раздел Фото и видео.

За и против.
О лигерадах вообще и Flevo в частности.
Вопросы о лигерадах Flevo задавались самые разные. Но некоторые  особенности конструкции и использования интересовали почти всех. Здесь мы попробовали объединить ответы на эти самые популярные вопросы в один текст, рассчитанный на тех, кто только открывает для себя тему лигерадов. А также, сделать ответы более взаимосвязанными, чем получается, при общении по телефону или личной переписке.

Во-первых, есть смысл определиться, насколько целесообразен лигерад в вашем случае. Для чего вообще нужны велосипеды с полулежачей посадкой?

То что это самые «быстрые» велосипеды, справедливо лишь отчасти. Да, мировые рекорды скорости на вело транспорте принадлежат именно лигерадам. Но для таких рекордов строят специальные штучные агрегаты. Они приземисты, неповоротливы и закрыты обтекателями. Использовать в повседневной жизни их невозможно. А бытовой лигерад на обычной дороге вряд ли выиграет в скорости у велосипеда такого же класса. Или выиграет так немного, что этим можно пренебречь. А на неровной грунтовой, холмистой дороге, пересеченной местности и вовсе проиграет.
Что мы получаем в «сухом остатке», отбросив подобные мифы и надуманные факты? Реальное достоинство бытового лигерада в том, что это самая комфортная и щадящая велонагрузка. Например, для горизонтальных велотренажеров гораздо меньше противопоказаний по тренировкам или реабилитации на них, чем для вертикальных. И гораздо больше показаний. Позвоночник, суставы ног, флебология, урология, и т.д. Лежачие велотренажеры официально полезнее вертикальных по многим пунктам. То же самое можно отнести и к лежачим велосипедам: вся польза велонагрузки, но без непрятных побочных эффектов от вертикально- согнутого положения тела и маленького седла .
Именно с этой точки зрения мы и будем рассуждать о двухколесных лигерадах для бытового использования. Супер лигерады для рекордов скорости это отдельное увлечение, удел немногих, и совсем другой порядок цен. А попытки позиционировать лигерады для любого вида велоэкстрима не выдержат даже легкой критики. Само положение человека на лигераде не удобно для такого использования.  Бытовые лигерады это, прежде всего, максимальная польза для здоровья и комфорт. В фитнес-поездках, или путешествиях. В этом они точно оставляют любой «вертикальный» велосипед далеко позади.
Если вы катаетесь всего несколько раз в сезон, то целесообразность замены привычного велосипеда на лигерад будет не очевидна.  Для замещения навыка езды на двух колесах в «вертикальном» положении новым «лигерадным» навыком потребуется некоторое количество часов. При редком катании полная уверенность в управлении новым велотранспортом может прийти не так быстро, как хотелось бы. В этом случае «для здоровья», наверное, уместнее задуматься не о лигераде, а горизонтальном велотренажере — для его использования не нужно переучиваться держать равновесие. И вообще выходить из дома.  
Но, если вы ездите (или хотели бы ездить) на велосипеде регулярно, и при этом понимаете, что обычный велосипед в вашем конкретном случае «одно лечит, а другое калечит», тогда на лигерады обратить внимание очень стоит. Скорее всего, это будет то, что надо.  
О дорогах и бездорожье. Некоторые ходовые качества всех лигерадов отличаются от «вертикальных» велосипедов. Эти отличия обусловлены разницей положения тела на них и, соответственно, разным способом контроля за равновесием. Если коротко, любой двухколесный лигерад несколько менее уверенно чувствует себя на «плохой» дороге без покрытия. Например, на песке, не утрамбованном гравии, или грязи.  Если эти участки на пути редкие или небольшие, проехать их на лигераде не будет проблемой.
Если вся дорога состоит из бездорожья, то на лигераде получится более неудобно и медленно. Конечно, это не значит, что бытовые лигерады средство для поездок только по идеальному асфальту, или для «пенсионерского» катания со скоростью 10 км. в час .  На них можно развивать и долго удерживать довольно приличную скорость, а на двухподвесе (том же FlevoBike) вполне нормально прыгать с бордюров. Но выдающихся внедорожных качеств любой двухколесный лигерад демонстрировать не может. Вернее сказать, этих качеств не подразумевает само положение человека на нем. У лигерада другие сильные стороны, о которых говорили выше. Если это именно то, что вам нужно от бытового велосипеда, тогда лигерад — правильный выбор.
Сложностей при переучивании с велосипеда на лигерад никаких особых нет, нужно только некоторое время. И дело здесь не в реальной сложности какой-то конкретной модели, лигерады ничем не сложнее велосипедов. А в индивидуальной способности нарабатывать и применять новый велосипедный навык вместо старого. Но разные  лигерады имеют существенные отличия в конструкции и управлении. Закономерность простая: чем посадка и управление конкретной моделью лигерада ближе к обычному велосипеду, тем быстрее будет его освоение. В этом случае старый «вертикальный» навык лишь частично скорректируется. Но у этого факта есть и обратная сторона. Чем больше лигерад по посадке и управлению похож на привычный велосипед, тем больше в нем остается и тех велосипедных «недостатков», от которых мы хотим избавиться, задумываясь о пересадке на лигерад. Короче говоря, чем комфортней хотите ездить в будущем, тем менее похожий на обычный велосипед лигерад нужно выбирать, и больше предстоит переучиваться.
Лигерады Flevo находятся в этом смысле максимально далеко от привычных велосипедов: у них не только высокая каретка (горизонтальное положение ног велосипедиста), но и другой способ управления (не руками на руле, управляющим передним колесом, а ногами при помощи шарнирной рамы). Это максимально разгружает в поездке плечи и руки, что невозможно на лигерадах, у которых руки должны постоянно быть на руле, чтобы управлять колесом. Поэтому переучиваться несколько дольше, но научившись, вы получите максимум пользы и удовольствия в поездках, плюс у Flevo ряд возможностей для удобной транспортировки и хранения, недоступных лигерадам с жесткой рамой. Если у вас обычный вестибулярный аппарат без серьезных отклонений, причин для сомнений в освоении Flevo быть не должно. Они не сложнее велосипеда, просто совсем другие. Среднее время начального освоения 1.5 - 2 часа, уверенность в управлении приходит примерно через 2 - 3 недели. Это зависит от частоты поездок и индивидуальных способностей. На зарубежных форумах есть несколько упоминаний о людях, которым освоить Flevo не удалось. Но это единичные случаи, явно связанные с личными особенностями. Или расстройство моторной координации, или просто отсутствие мотивации научиться. У подавляющего большинства все примерно так же, как с обычным велосипедом при его освоении «с нуля». На Flevo ездит не одна тысяча людей всех возрастов в Европе, Америке и Азии. Помешать  может только неуверенность, или страх неудачи на этапе начального освоения. Или слишком редкие для закрепления навыка попытки научиться.  

Теперь еще раз перечислим основные особенности конструкции Flevo, с комментариями и выводами, для каких условий использования они будут удобны, а для каких нет.

Демпфер шарнира рамы. Эта деталь, отсутствующая у большинства других лигерадов, у Flevo подлежит замене по мере износа. Ездить можно и без него, но как только встаешь с лежака, лигерад без демпфера складывается пополам, что неудобно для транспортировки. Поэтому, этот демпфер деталь необходимая. Изнашивается он постепенно и долго, т.е. его внезапного выхода из строя можно не опасаться. Начало износа заметно невооруженным глазом. Стоит дешево, всегда есть в наличии у производителя, заменяется легко. Те, кому не нравится этот демпфер как сменная деталь, ставят вместо него «вечную» стальную пружину. 
Передний привод. Переднее колесо  нагружено меньше заднего. Из этого следует, что при заезде в подъем с постепенно увеличивающимся наклоном передний привод начнет буксовать раньше заднего. Это единственное, в чем передний привод уступает заднему. На другой чаше весов находятся достоинства переднего привода: короткая цепь и большая уверенность на поворотах — «держи курс и крути педали, а заднее колесо поедет за тобой». Вывод: если  забираться на крутые холмы без асфальта предстоит часто, то передний привод не вариант. А если лигерад будет использоваться на сравнительно плоских рельефах и твердых покрытиях, то постоянно крутить трех (или больше) метровую цепь заднего привода, плюс иметь регулярную необходимость обслуживать эту цепь и механизмы ее поддержки — просто бессмысленно. Ходовых качеств переднего привода Flevo с избытком хватает для любых подъемов на асфальте и поездок по умеренно холмистым грунтовым дорожкам.
Рама у лигерадов Flevo стальная. Почему? Способ управления Flevo (шарнирная рама) не рассчитан для стартов или ускорений на пределе сил, когда экономия килограмма-двух веса может помочь выиграть метры и доли секунд в соревновании. Старты и ускорения на Flevo сравнительно плавные, по-другому просто не получится. С одной стороны это лишает Flevo возможности казаться очень «резким» и «дерзким», но с другой бережет от излишней нагрузки суставы ног.  Flevo — не спортивные лигерады, а, если можно так сказать, физкультурные. Таскать их на себе тоже нет нужды —  Flevo отлично ездят рядом с человеком и в обычном положении и вертикально (на одном колесе). Поэтому изготовление рам из какого-то более легкого, или «современного» материала, привело бы только к увеличению стоимости. Все достоинства Flevo в очень удачных конструктивных решениях, а не материалах, в которых они воплощены. Любой материал рамы, от дерева до карбона, на ходовые (и остальные полезные) качества этих лигерадов существенно не повлиял бы. Так что, в данном случае, стальная рама — это нормально и достаточно. Проверенный временем, надежный и долговечный материал. Прямоугольный профиль, из которого сварены рамы Flevo и их простая конструкция также очень удобны для тюнинга . Позволяют закрепить  дополнительный «навес» без лишних сложностей. А если этот «навес» предстоит сделать своими руками, то минималистичная концепция рамы тоже кстати — в соответствии с ней и проще делать, и сделанное не будет смотреться на лигераде инородным. 
Вывод: если без очень резких стартов и ускорений в катании вам не обойтись, если крутые подъемы без асфальта предстоит штурмовать часто, тогда нужно выбирать лигерад с жесткой рамой, она для этого и служит. Т.е это будет задний привод ( длинная цепь) и подвижный руль, к которому будут постоянно «привязаны» руки для управления. Если соревноваться в быстрых стартах не собираетесь, а ездить будете, в основном, по асфальту, то шарнирная рама дает целый набор удобств, жесткой раме не доступных. Как в комфортном катании, так и в транспортировке с хранением. Эти сферы использования тоже не следует забывать при выборе, особенно, если место хранения — квартира. Лигерад предстоит постоянно ввозить и вывозить, а несколько сантиметров габаритов могут сыграть решающую роль для удобства хранения. Радость от приобретения постепенно проходит, а особенности в использовании, обслуживании и хранении конкретной модели лигерада выступают на передний план. Во всех этих областях Flevo просты и беспроблемны настолько, насколько вообще возможно.  
Получается так, что основные составляющие любой конструкции лигерада взаимосвязаны. Наличие одного узла автоматически подразумевает и наличие двух-трех других. Это делает лигерады разных конструкций более или менее подходящими для разных условий применения. Ошибка в выборе — это предстоящие неудобства и в использовании, и в обслуживании, и в хранении лигерада.

Flevo по совокупности всех своих качеств наиболее удобны для городских условий. Комфортный велофитнес и путешествия по хорошим дорогам, плюс вполне компактные транспортировка и домашнее хранение.

Надеемся,что нам удалось изложить вышесказанное достаточно внятно и объективно, чтобы помочь читателю отделить маркетинговое давление глобального велорынка от нужных именно ему в предстоящем использовании характеристик и сделать оптимальный для себя выбор.

Фотографий и текстов для полного представления может быть не достаточно.

Если FLEVO Вас заинтересовал — 
предлагаем встретиться

Увидеть FLEVORACER «живьем», потрогать, посидеть, получить ответы на возникшие вопросы
можно в Москве, 
Восточный округ, район метро Первомайская или Измайловская.
Позвоните или напишите.