Конструкция Flevo
«Разбор» конструкции

Flevo — лигерады с шарнирной рамой, передним приводом, подвижной кареткой и нижним (под велосипедистом) расположением руля. 

Передний привод (короткая цепь) дает максимально быструю и полную (в сравнении с лигерадами с длинной цепью) передачу усилия от педалей к переднему ведущему колесу и позволяет легко преодолевать мелкие препятствия.

Подвижная каретка служит для регулировки высоты педалей и подстройки лигерада под рост велосипедиста.

Нижний руль обеспечивает комфортное положение рук и наименее травмоопасен в чрезвычайных ситуациях. А также, благодаря своему расположению, позволяет сделать тросики управления торомозами и скоростями короткими (около 50 см), что положительно сказывается на «отзывчивости» и надежности их работы.

Шарнирной раме в конструкции Flevo отведена центральная роль.
О ней подробнее ниже.

FlevoRacer и FlevoBike

Линейка  двухколесных Flevo это две модели: FlevoRacer и FlevoBike (на схеме выше). 

FlevoBike позиционируется производителем как «городская» версия, FlevoRacer — как более скоростная, «лежачая». 

У FlevoRacer амортизатор только заднего колеса и больший размер колес. И по сравнению с FlevoBike немного выше посадка и чуть длинне база.

У FlevoBike амортизаторы имеют и переднее и заднее колесо. То есть FlevoBike — двухподвес, имеет более «мягкий» ход. Укороченная база и небольшие колеса делают его несколько более маневренным, но, при этом, менее скоростным, чем FlevoRacer.

Принцип действия шарнирной рамы у них одинаков, некоторые отличия только в геометрии и размерах. 

Принципы управления Flevo

Управление Flevo ощутимо отличается от управления лигерадами большинства других конструкций, не говоря о обычных велосипедах. Привычный алгоритм «ноги крутят, руки рулят» к Flevo не подходит.

На обычном велосепеде руки опираются на руль, потому что они должны поддерживать наклоненный вперед корпус велосипедиста и контролировать подвижное переднее колесо. Это вынужденная постоянная позиция. А у человека на Flevo и корпус не наклонен вперед и положение переднего колеса лигерада от руля не зависит. 

У Flevo руль находится впереди и чуть ниже кресла. На нем установлены управление тормозами,  скоростями, сигналом и т. д. За руль лигерад можно приподнять . На руль можно опереться, когда на ходу нужно немного изменить положение тела в кресле. Но руль не управляет передним колесом. У Flevo «рулит» вся шарнирная рама. Управление лигерадом осуществляют ноги, а точнее, ноги и корпус велосипедиста. 

После обычного велосипеда это может показаться странным и невозможным. Но это всего лишь устоявшийся стереотип. Разве странно, что когда мы ходим или бегаем, и движение вперед и повороты мы осуществляем не прибегая к помощи рук? Это не странно, это естественно. Даже на обычном «вертикальном» велосипеде у тех, кто накатал самый первый опыт, поворот совершается не отдельно руками. Все тело интуитивно наклоняется под нужным углом, помогая велосипеду входить в поворот. 

При управлении Flevo ноги осуществляют не только движение лигерада вперед, но и контроль направления этого движения. Когда мы ходим, ноги отлично справляются с этими двумя задачами, не так ли? К тому же ноги значительно сильнее и выносливее рук. Во время поездки тело велосипедиста, управляющего Flevo, удобно полулежит в кресле. И не испытывает никаких постоянных нагрузок — спина и шея не согнуты, руки не «привязаны» к рулю.

Руки едущему на Flevo, конечно, нужны, но лишь эпизодически: нажимать на тормозные ручки, переключать скорости, сигналить. В остальное время они могут быть на руле, животе велосипедиста, опущены вниз, закинуты за голову и т.д. То есть большую часть времени поездки на Flevo руки и плечи велосипедиста  совершенно разгружены: направление движения лигерада надежно контролируют ноги. 

Что дает такой способ управления? Он позволяет максимально (как ни на одной другой известной нам конструкции велосипеда, где руль, управляет колесом) избавить от вредных статических нагрузок верхнюю часть тела, руки, плечевой и шейный отделы. После начального освоения Flevo такой способ управления начинает восприниматься как самый удобный и естественный . Что и не удивительно, у него немало общего с самым привычным для нас способом передвижения — ходьбой. Куда человек «направит стопы», туда и идет. Курс движения при необходимости изменяется интуитивно, моментально и без участия рук. Управление Flevo происходит примерно так же. Видео

Рама

Основа и «изюминка» конструкции Flevo — рама. 

Рама сделана из  прямоугольного стального профиля,  сварные швы вполне аккуратные. Полностью собирается (и разбирается тоже) буквально за считанные минуты. Окраска порошковая. У FlevoRacer рама на выбор черная или белая. У Flevobike  она может быть черная или желтая. Выбор цвета почти как у ранней продукции Генри Форда. Рама рассчитана на рост владельца от 170 до 200 см и вес до 110 кг.  

Состоит из трех подвижно соединенных частей: 

  • Передняя часть рамы. Она является несущей для блока каретки, демпфера, руля и переднего колеса. И имеет укрепленный на подшипниках стальной стержень. При помощи которого передняя часть соединяется со средней частью. Соединение надежно фиксируется винтом и быстросъемным шплинтом.
  • Средняя часть. На ней закреплено сиденье, скоба для изменения высоты посадки и третья часть рамы — задние перья. 
  • Задние перья подвижно соединены со средней частью рамы и несут заднее колесо и амортизатор.

Конструкция рамы позволяет устанавливать системы скоростей и тормоза любого типа по желанию и возможностям владельца, в ней все для этого предусмотрено. 

Если Flevo будет использоваться для прогулочно-оздоровительных поездок и храниться дома, на наш взгляд целесообразно сделать выбор в пользу планетарных втулок и обычных тормозов типа Ви-брейк.

Многозведочная открытая кассета быстро превращается в сборник уличной грязи и, соответственно, требует регулярной чистки — настройки. Переключать скорости на кассете можно только в движении и только по одной, что не очень удобно на лигерадах. Преимущества кассеты перед планетарной втулкой — количество скоростей и чуть меньший вес в прогулочных и фитнесс поездках будет совершенно неощутимо. Но это дело привычки и вкуса. 

В средней части рамы (в штанге, на которую опирается спинка кресла) есть места крепления для легкого багажника и двух флягодержателей.

Кресло

Коврик

Сиденье-кресло сделано из прочного и умеренно эластичного пластика. Анатомически удобной формы, с несколькими большими вентиляционными отверстиями в спинке и поддерживающими бортиками по бокам. Крепится к средней части рамы через пластиковые прокладки болтами с гайками.

Коврик на кресло изготовлен из патентованного материала Ventisiт. Это нечто вроде пластиковой объемной крупноячеистой сетки толщиной 10 мм. Коврик можно выбрать двух, или трехслойный, соответственно 20 или 30 мм толщиной. Закрепляется он на кресле при помощи "липучки" , которая на коврике уже есть. Или пластиковыми хомутами.  Материал вентилирующую функцию выполняет прекрасно: велосепидист, сев на свое место, не касается сиденья, а как бы «висит» над ним на расстоянии толщины сетчатого коврика. Воздух в этом пространстве может свободно циркулировать.

Каретка

Каретка, на которую крепится система с передней звездой (или звездами), шатунами и педалями, находится в специальном блоке. Блок каретки может быть сдвинут по гризонтальной штаге вперед или назад. Таким образом происходит регулировка Flevo под длину ног (рост) велосипедиста. Положение блока каретки фиксируется двумя хомутами.

А также блок может быть установлен снизу или сверху горизонтальной штанги. Эти два положения отличаются на несколько сантиметров по высоте, и подбирается то, которое удобнее. По нашему опыту для начального катания немного удобнее нижнее положение. Вместе с изменением положения каретки, возможно, потребуется изменить и длину цепи, но это минутное дело.

П-образная скоба

Основной способ изменения положения велосипедиста — откидная п-образная скоба рядом с задним эластомерным амортизатором. С ее помощью можно моментально перестроить Flevo в так называемый городской режим: сиденье приподнимается, спинка принимает более вертикальное положение, а каретка с педалями опускается. Изменение положения происходит за пару секунд и без инструмента. Нужно просто приподнять спинку кресла и опустить эту скобу перекладиной на резиновый демпфер-амортизатор. И можно ехать. Видео

В таком положении удобнее осваивать езду на Flevo и кататься по городу. При более вертикальной посадке несколько лучше обзор. А более низкое, чем прежде, положение педалей позволяет легче совершать повороты с малым радиусом. После начального освоения управление лигерадом в обоих положениях становится одинаково легким.

Демпферы и амортизаторы

В конструкции рам Flevo есть несколько деталей из эластомера. Проще говоря, из резины. У FlevoRacer этих деталей три, у FlevoBike — четыре. Расскажем, где они находятся и для чего нужны.

Демпфер основного шарнира рамы Flevo

Дополнительный амортизатор у Flevobike   

Демпфер шарнира рамы — это резиновая деталь в форме песочных часов, закрепленная на передней части рамы возле шарнира. Он вместе с основным стальным шарниром соединяет две части рамы.

Какую роль он играет? Этот демфер не позволяет Flevo складываться пополам. На дороге, при совершении поворота, демпфер растягивается, а при выходе на прямую принимает исходное положение. Т. е. помогает держать прямой курс. И в поездке и при перевозке Flevo без человека на сиденье. 

Производитель рекомендует менять его при интенсивной эксплуатации раз в год. Продается отдельной деталью. Заменяется он без проблем, нужно отделить переднюю часть рамы от средней и закрутить три гайки.

 

FlevoBike — старший по рождению, но меньший по размеру брат FlevoRacer. У него имеется еще и передняя подвеска. Там стоит такой же амортизатор, как и на задних перьях. Видео. В остальном конструкция рамы, немного отличаясь по размеру и геометрии, идентична FlevoRacer.

Амортизатор задней подвески

Демпфер задних перьев 

Задний амортизатор — это резиновый цилиндр, закрепляемый винтом-гайкой между перьями заднего колеса и выступом-опорой средней части рамы. Он служит для поглощения при движении вибраций от мелких и сглаживания от средних неровностей дороги. Справляется с этим вполне достойно. Не являясь механизмом, и работая только на сопротивление сжатию, он не требует настройки и обслуживания — неубиваем и «вечен».

Рядом с задним амортизатором имеется еще один эластичный демпфер. Более тонкий, чем соседний цилиндр. Одним концом он крепится к подвижным задним перьям, другим к средней части рамы. Этот демпфер замедляет опускание задних перьев и колеса, когда лигерад приподнимают. В крайнем нижнем положении  перьев растягивается примерно вдвое. В принципе, не является необходимым элементом конструкции. 

В общих чертах это всё об устройстве рамы. Сочетание гениальной в своей простоте конструкторской идеи с удобством в использовании, на наш взгляд, исключительное. Это — то, за что мы и любим Flevo.

Колеса

Втулки, спицы, обода, камеры, покрышки — все на выбор будущего владельца.

У FlevoRacer можно поставить колеса 26 или 28 дюймов.
У FlevoBike 20 дюймовые.

Руль

Руль у Flevo крепится на передней части рамы в специальном посадочном месте при помощи двух болтов. В комплект рамы он не входит. 

Рули могут быть самые разные. Например, в Германии любят ставить на свои Flevo довольно широкие и круто изогнутые рули (на схеме слева). 

Рукоятки (грипсы) у них находятся почти вертикально по сторонам бедер сидящего в кресле человека. Скорее всего у большинства этих велолюбителей лигерад хранится не в квартирах, а в гаражах. И поэтому вопрос экономии пространства для них не стоит. 

В наших же городских реалиях с  небольшими пространствами и узкими дверными проемами каждый лишний сантиметр габаритов нежелателен. 

Поэскперементировав с разными рулями, мы нашли самыми удобными почти прямые рули с небольшой шириной (на схеме справа). Минимально выступающие за габариты кресла по ширине. Они не мешают при перевозке Flevo из квартиры до улицы и при хранении лигерада дома. А также гарантируют максимальную безопасность наездника — руль находится под нижней стороной бедер велосипедиста и вверх не загибается. У сидящего на Флево с таким рулем, кисти рук находятся на нем рядом с бедрами. Т.е. положение рук максимально раскрепощенное и естественное.

Управление переключателем, тормозами и всем, что еще есть на руле, остается легко доступно. Небольшая ширина руля на управляемости никак не сказывается. Как упоминали выше, руль Flevo в контроле за направлением движения практически не участвует.

Почти прямой узкий руль также удобен для того, чтобы поднять Flevo, не сходя с него. Если держаться за руль и встать на ноги, то оба колеса оторвутся от земли — балансировка очень удачная. Долго идти с лигерадом между ног, конечно, неудобно. Но так можно, к примеру, преодолеть небольшой участок или переступить вместе с лигерадом какое-то препятствие. Можно развернуться на ногах на 180 градусов и моментально поехать обратно. Видео. Можно не сходя с лигерада даже идти по по ступенькам, например, подземного перехода. Видео. Прямой руль в сочетании с конструкцией рамы дает  такие преимущества, недоступные другим лигерадам, не говоря о обычных велосипедах. На первый взгляд, эти и другие возможности конструкции могут показаться не слишком значительными каждое в отдельности. Но все вместе при длительном повседневном использовании они и делают Flevo очень комфортным в городских условиях лигерадом. Все предельно просто и при этом удобно. И в поездках и в транспортировке и в хранении .

На этом краткий обзор основных особенностей конструкции Flevo считаем законченным.

Если возникли вопросы — пишите или звоните.
Мы с удовольствием ответим на вопросы и поможем разобраться в многообразии комплектующих для Flevo и сделать оптимальный выбор. 

Вы можете также прочитать о Личном опыте знакомства и освоения Flevo. Или посмотреть раздел Фото и видео.  

Фотографий и текстов для полного представления может быть не достаточно.

Если FLEVO Вас заинтересовал — 
предлагаем встретиться

Увидеть FLEVORACER «живьем», потрогать, посидеть, получить ответы на возникшие вопросы
можно в Москве, 
Восточный округ, район метро Первомайская или Измайловская.
Позвоните или напишите.